Доклад председателя комитета Л.Н. Нещадим на итоговой коллегии комитета 12 марта 2015 года
«Об итогах работы комитета по социальной защите населения, органов и учреждений социальной защиты населения Ленинградской области в 2014 году и задачах по совершенствованию деятельности на 2015 год.»
(на итоговую коллегию за 2014 год)
Начиная свой доклад, хочу напомнить, что основными задачами отрасли, сформулированными в постановлении коллегии «Об итогах работы комитета по социальной защите населения, органов и учреждений социальной защиты населения по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ленинградской области («дорожная карта») в 2013 году и задачах по совершенствованию деятельности на 2014 год» год были:
СЛАЙД
Учитывая это, при подведении итогов отчетного 2014 года, мне в первую очередь хотелось бы остановиться на исполнении Плана мероприятий "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ленинградской области (2013 - 2018 годы)», который стал для нас ключевым документом реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Напомню, что документ содержит перечень стратегических мероприятий, поэтапная реализация которых к 2018 году позволит обеспечит доступность, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также внедрение современных форм и технологий работы в деятельность социальных учреждений, максимальное удовлетворение потребности граждан в предоставлении социальных услуг и рост престижа профессии социального работника.
Следует констатировать, что в рамках исполнения «Дорожной карты», а также решения задач, поставленных на итоговой коллегии, Комитетом по итогам 2014 года достигнуты значения контрольных показателей.
Средняя заработная плата социальных работников учреждений социального обслуживания населения составила 19 707,60 рублей при плановом значении 19053 рублей, что в соотношении со средней заработной платой в экономике региона составляет 61,4%, по сравнению с 2013 годом обеспечен рост показателя на 20,9%.
В 2014 году внедрена система показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений, а также работников учреждений по основным категориям, что позволяет увязать оплату труда с качеством работы.
По состоянию на 01.01.2015 года «эффективные контракты» в виде дополнительных соглашений к трудовым договорам заключены с руководителями всех подведомственных учреждений и 9 муниципальных учреждений социального обслуживания, а также с 57% сотрудников учреждений социального обслуживания.
Источником ресурсов на повышение заработной платы социальным работникам должна стать продуманная и планомерная оптимизация расходов на содержание организаций социального обслуживания.
Одним из путей достижения поставленной задачи видится изменение типа существующих государственных учреждений в иную организационно-правовую форму.
С 01.01.2015 года изменен тип учреждений с казенного на бюджетное ЛОГСКУ СО «Гатчинский психоневрологический интернат» и ЛОГСКУ СО «Всеволожский дом-интернат для престарелых», в 2016 году изменения коснутся ещё 7 подведомственных учреждений.
Кроме того, сокращение бюджетных расходов будет обеспечиваться путем дальнейшего внедрения механизма нормативно-подушевого финансирования оказания государственных услуг, а также передачи несвойственных функций государственных учреждений социального обслуживания населения на аутсорсинг.
Принятые меры обеспечат снижение темпов роста расходов бюджета Ленинградской области, создание условий для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими дополнительных источников финансирования за счет осуществления внебюджетной деятельности деятельности.
Вспоминая майские Указы Президента В.В.Путина хотелось бы отметить особе значение, которое придается вопросам демографического развития России, улучшению положения семей с детьми.
Древняя мудрость гласит - сегодня вы не защитили детей, завтра некому будет защищать вас. Проводимая в Ленинградской области государственная социальная политика традиционного направлена на поддержку семей с детьми. 2014 год был объявлен Годом детства, в рамках которого комитетом осуществлялась реализация мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в области, сохранение семьи как социального института, оказание адресной помощи каждой конкретной семье, совершенствование системы социальной поддержи семей с детьми.
Численность семей с детьми в 2014 году составила 202877, многодетные семьи -8450, воспитывающие детей-инвалидов – 3620.
В результате принятых мер по улучшению демографической ситуации в Ленинградской области численность детей, рожденных в 2014 году, увеличилась по сравнению с 2013 годом на 369 человек. Наметилась устойчивая тенденция увеличения численности многодетных семей - в сравнении с 2013 годом их численность увеличилась на 1150 семей.
Достаточно широкий спектр мер социальной поддержки, сформированный в Ленинградской области, позволил снизить долю детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ленинградской области в общей численности детей, проживающих в Ленинградской области, на 1,6%. (с 10,5% в 2013 году до 8,9% в 2014 году), чем и обусловлено сокращение общей численности получателей социальных выплат, предоставляемых семьям, имеющим доход ниже прожиточного минимума - ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячных компенсаций на питание.
В целях повышения качества предоставления социальных услуг с 2014 года органам местного самоуправления переданы полномочия по предоставлению неработающим родителям ежемесячных пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет и единовременных пособий при рождении. В 2014 году эти выплаты получили более 6 тыс. семей.
На 335 детей увеличилась численность рождений третьих и последующих детей по сравнению с 2013 годом. Такой прирост рождений третьих и последующих детей произошел впервые за последние 6 лет (например, в 2013 году прирост составлял 103 ребенка). Этот показатель в полной мере отражает эффективность действующей системы социальной поддержки семей с детьми, в первую очередь таких выплат, как ежемесячная денежная выплата во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», региональный материнский капитал. Напомню, что в прошедшем году ежемесячная денежная выплата предоставлялась в размере 6540 рублей при среднедушевом доходе семьи не выше 21200 рубелей. Данными выплатами в 2014 году было обеспечено 3370 семей на 3449 детей.
За предоставлением материнского капитала В 2014 году обратилось 2124 многодетные семьи, распорядились - 426 семей, что на 297 семей больше, чем в 2013 году.
СЛАЙД
Следует отметить качественную работу по предоставлению материнского капитала органов социальной защиты населения Гатчинского, Лужского и Сланцевского районов.
Важным фактором, по нашему мнению, является сохранение сформировавшейся системы социальных выплат для всех многодетных семей, независимо от их уровня доходов, что позволяет повышать рождаемость не только за счет наименее обеспеченных слоев населения, но и за счет семей среднего достатка, нацеленных на реализацию традиционной модели семейного воспитания, самостоятельное преодоление трудностей, воспитание достойных членов общества.
Одним из традиционных направлений государственной политики в сфере детства, является летняя оздоровительная кампания, на проведение которой в отчетном году было направлено 50106,8 тыс. руб., СЛАЙД
СЛАЙД
Совместно с Благотворительным фондом «Место под солнцем» в 2014 году был обеспечен отдых и оздоровление 130 детей-инвалидов (в 2013 году отдохнули и оздоровились 12 детей – инвалидов в ДОЛ «Огонек»- Тихвинский район). Благотворительным фондом «Место под солнцем» оплачено проживание совместно с детьми-инвалидами 54 сопровождающих лиц.
Впервые в отчетном году был организован отдыха детей из Ленинградской области в оздоровительных учреждениях Крыма. 185 детей Ленинградской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдыхали и оздоравливались на берегу Черного моря в Бахчисарайском районе и в г. Евпатория республики Крым.
В целях сохранения достигнутого уровня социальной защищенности семей с детьми комитетом в отчетном году были подготовлены и представлены на рассмотрение Правительства и Законодательного Собрания Ленинградской области предложения по совершенствованию действующего законодательства, в том числе:
- закреплена норма о ежегодной индексации ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, ежегодной компенсации на приобретение комплекта детской одежды и школьных письменных принадлежностей, материнского капитала, предоставляемых многодетным семьям. С 2014 года произведена индексация перечисленных выплат на 5%, с 2015 года – еще на 4,5;
- исключено ограничение распоряжения средствами материнского капитала на другие цели, если семья стоит на очереди на улучшение жилищных условий;
- круг лиц, имеющих право на государственную социальную помощь в повышенном размере, дополнен категорией неполных семей с детьми.
Уже в 2015 году по поручению Губернатора Ленинградской области комитетом подготовлены законопроекты, предусматривающие:
- индексацию ежемесячных пособий на детей (с 1 марта – на 5,5% и с 1 сентября – на 5,9%), ежемесячной компенсации на питание беременным женщинам, кормящим матерям и детям первого и второго года жизни;
- ежемесячную компенсацию части расходов малоимущей семьи с детьми на оплату жилого помещения по договору найма жилого помещения;
- частичную компенсацию расходов на оплату взносов на капитальный ремонт многодетным семьям.
В 2014 году государственная социальная помощь в размере 2000 руб. (на человека) была предоставлена 773 неполным семьям на 1030 детей. Всего эту помощь в 2014 году получили 2570 семей на 8374 ребенка.
В 2014 году была сформирована также правовая база, регулирующая предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта; предоставление государственной социальной помощи на частичное возмещение расходов на оплату взносов на капитальный ремонт малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
В текущем году следует активизировать работу по использованию социального контракта, особенно семьями с детьми, для этого органам социальной защиты населения необходимо проводить широкую разъяснительную работу, оказывать помощь заявителям при определении мероприятий программы социальной адаптации.
Социальный контракт должен стать основным видом помощи, направленным на реализацию трудового потенциала получателей государственной социальной помощи, повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан, социальную реабилитацию членов малоимущих семей, усиление социальной ответственности получателей помощи, снижение иждивенческого мотива их поведения.
Органам социальной защиты населения необходимо нарабатывать практику применения социального контракта, комитету по социальной защите населения Ленинградской области – распространять передовой опыт социального контракта, в т. ч. других регионов, на территории Ленинградской области.
В 2015 году мы продолжим работу по совершенствованию законодательства в целях повышения социальной защищенности населения, усилению адресности предоставляемых мер социальной поддержки, внедрению критерия нуждаемости для их предоставления.
Итоги 2014 года убедительно свидетельствуют о необходимости широкого распространения практики заключения социального контракта при предоставлении государственной социальной помощи, в первую очередь, семьям с детьми, как инструмента, дающего семьям, оказавшимся в сложных обстоятельствах, возможность встать на ноги, перейти от иждивенческой позиции к самостоятельному обеспечению своей семьи. Объективно оценивая важность социального контракта, губернатор поддержал увеличение размеров выплат семьям, взявшим на себя обязательства по выходу из сложной жизненной ситуации.
На сохранение семьи как социального института, оказание всесторонней помои семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, была направлена деятельность системы учреждений социально обслуживания области.
СЛАЙД
В течение прошлого года услугами муниципальных учреждений социального обслуживания воспользовались более 13 тысячи детей, находившихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
Потребность несовершеннолетних и семей с детьми в социальном обслуживании удовлетворена на 98,3 процентов, что выше предыдущего года на 18 %.
СЛАЙД
На отделении дневного пребывания социальную реабилитацию прошли 3155 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отделением профилактики обслужено 5734 семьи.
К профилактической работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, привлекаются некоммерческие и общественные организации.
Фондом многодетных матерей, опекунов и одиноких матерей «Теплый Дом» Гатчинского муниципального района успешно реализуются разработанные программы:
- «Профилактика отказов от новорожденных детей».
- муниципальная программа «Каждому ребенку - тепло семейного очага».
В Выборгском районе часть муниципального заказа выполняется некоммерческой организацией «Лада».
В целях расширения оказания помощи детям в трудной жизненной ситуации в Ленинградской области с 01 апреля 2014 года к единому общероссийскому номеру телефона доверия подключен телефон на базе муниципального автономного учреждения «Центра социально-психологической помощи «Семья» Сосновоборского городского округа. С апреля по декабрь 2014 года поступило 1579 звонков, из них звонков от несовершеннолетних -529.
Принимая во внимание потребность в кризисных отделениях, в 2014 году были открыты два кризисных отделения для женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: в Тихвинском (на базе Территориального центра социального обслуживания населения) и Волховском (на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних) муниципальных районах, в отделениях получили услуги 13 женщин.
ЗАДАЧИ
Учитывая потребность населения в данных услугах, а также протяженность Ленинградской области Комитет планирует создать сеть отделений по оказанию данных услуг. В 2015 году планируется открытие кризисных отделений для женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в Выбогском и Кингисеппском муниципальных районах;
Кроме того, в соответствии с 442 федеральным законом «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации»
предполагается оказание новой услуги «Социальное сопровождение». В течение 2015 года нам с вами необходимо отработать модель социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальном обслуживании, для дальнейшего включения данной услуги в гарантированный перечень социальных услуг.
Важной составляющей региональной политики в отношении детства в Ленинградской области является предоставление социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями.
За 2014 год социальную реабилитацию прошли 3099 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, из которых 1530 детей-инвалидов.
Общий охват мероприятиями социальной реабилитацией детей-инвалидов составляет 42% от общего количества детей-инвалидов. Наиболее низкий показатель охвата – в Волосовском районе – 6,1%, Всеволожском районе – 14,8 %. В Ломоносовском районе услуги социальной реабилитации детям-инвалидам не предоставляются.
Наиболее высокий показатель достигнут в Бокситогорском – 90,9% , Волховском – 88,4 %, Тихвинском – 76,1 %. Это районы имеющие специализированные учреждения для детей-инвалидов.
ЗАДАЧИ
Комитет видит своими первоочередными задачами:
сосредоточить усилия реабилитационных центров на реабилитации детей инвалидов.
внедрение социального обслуживания на дому детям-инвалидам (обеспечение кратковременного присмотра за детьми) во всех районах Ленинградской области;
разработка программы по внедрению в Ленинградской области инновационных технологий и помощи детям с расстройством аутистического спектра с привлечения федеральных средств (путем участия в конкурсе региональных программ, проводимых Фондом, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
разработка мер социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами, имеющие множественные тяжелые заболевания, направленных на профилактику отказов и помещения в стационарные организации социального обслуживания;
создание в муниципальных районах общественных организаций родителей детей инвалидов;
В особой поддержке и всесторонней помощи нуждаются семьи с детьми-инвалидами, имеющими множественные нарушения здоровья. Уход за такими детьми требует немалых расходов, усилий и практически не оставляет родителям свободного времени. В целях повышения качества жизни таких семей, предотвращения их помещения в стационарные учреждения, в 2014 году была внедрена новая форма работы - оказание услуг реабилитации на дому детям-инвалидам, имеющим тяжелые ограничения жизнедеятельности.
В 2014 году продолжена работа:
СЛАЙД
- службы «Передышка». За год услуги службы оказаны 144 детям-инвалидам. Служба «Передышка» зарекомендовала себя как востребованная и необходимая мера социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов с множественными нарушениями. Данные семьи, в силу заболевания ребенка, зачастую оторваны от социума. Родители, в таких семьях, не имеют возможности трудоустройства, решения бытовых проблем, в связи с отсутствием свободного времени. Внедрение данной услуги является, в том числе, профилактикой отказов от детей с множественными заболеваниями.
СЛАЙД
- службы «Мобильная бригада». В 2014 году услуги оказывались в 8 районах, 129 детям-инвалидам.
СЛАЙД
- по переоборудованию жилых помещений. В 2014 году переоборудование произведено в 16 жилых помещения. Это мероприятия по адаптации ванной комнаты и туалета, расширение дверных проемов, занижение дверных порогов, установка специального сантехнического оборудования для инвалидов, установка опор и поручней.
СЛАЙД
- предоставление услуг реабилитации на основе иппотерапии. В 2014 году 160 детей-инвалидов получили данные услуги. Данная форма работы будет продолжена в 2015 году.
СЛАЙД
- в целях профилактики детской инвалидности 670 детей, имеющих заключение лечебно-профилактического учреждения о нуждаемости в ортопедической обуви, обеспечены данной обувью.
СЛАЙД
Одним из значимых мероприятий 2014 года является создание служб «Социальное такси». Служба «Социальное такси» создана для организации транспортной доступности социальных объектов для маломобильных граждан Ленинградской области.
СЛАЙД
Всего за 2013-2014 годы приобретено 15 автотранспортных средств.
В 3 муниципальных районах для обеспечения функционирования служб «Социальное такси проводится закупка услуг службы «Социальное такси» у сторонней организации (по итогам конкурсных процедур). Это – Ломоносовский, Выборгский, Тосненский районы.
Услуги служб «Социальное такси» оказываются бесплатно или на условиях частичной оплаты. Во Всеволожском, Кировском, Сланцевском, Выборгском районах услуги службы оказываются гражданам бесплатно, в остальных районах взимается частичная оплата, составляющая от 20 до 30% процентов от стоимости поездки.
За год оказано более 6000 транспортных услуг.
Функционирование службы «Социальное такси» будет продолжено в 2015 году.
Впервые в 2014 году проведена акция «Дети в театр», в ходе которой 100 человек (50 детей-инвалидов и 50 родителей) посетили Мариинский театр – балет «Дон Кихот». Учитывая большое количество благодарностей, данная акция будет продолжена в 2015 году.
Для социальной интеграции и адаптации детей-инвалидов комитетом по социальной защите населения Ленинградской области ежегодно проводятся мероприятия, такие как: фестиваль творчества детей-инвалидов, спортивный праздник детей-инвалидов, во всех муниципальных районах проводится поздравление детей-инвалидов с Новым годом.
СЛАЙД
В год детства не могу не сказать о деятельности Приозерского ДДИ по улучшению качества предоставляемых услуг воспитанникам учреждения.
Учреждение было создано в 1969 году и является единственным в Ленинградской области подобным учреждением. Среди воспитанников учреждения 67% составляют дети – сироты, и дети оставшиеся без попечения родителей. 43% воспитанников это дети с тяжелой врожденной патологией.
В учреждении осуществляется профессиональная работа по оказанию социальной реабилитации воспитанников, с использованием таких технологий, как музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия, гарденотерапия, музейная педагогика.
Комитет прилагает большие усилия для предоставления качественных услуг по социальной реабилитации. Так, в 2014 году выполнен ремонт жилого корпуса № 3, оборудованы учебные классы. В учреждении установлены малые архитектурные формы – детская площадка «Сказочный городок», уличная игровая площадка для детей с ограниченными возможностями, приобретено оборудование, необходимое для качественного изменения коррекционно-развивающего процесса, в том числе Интерактивная сенсорная панель «Солнышко».
Фондом «Место под солнцем» приобретено оборудование для водоподготовки, а также оплачен его монтаж.
В рамках подпрограммы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области на 2014 – 2015 года» выполнены работы по адаптации входа в здание жилого корпуса № 4 на общую сумму 77,2 тыс. руб.
В рамках празднования 87-й годовщины образования Ленинградской области ЛОГКУ «Приозерский ДДИ» получил много за подарков от глав муниципальных образований Ленинградской области (втом, числе минитрактор).
Пользуясь случаем, хочу еще раз выразить искреннюю благодарность Всем руководителям муниципальных образований, а также Фонду «Место под солнцем» за неравнодушие и отзывчивость.
Задачи на 2015 год:
- обеспечение права на получение образования в отношении 100% несовершеннолетних получателей социальных услуг школьного возраста;
- повышение качества социально-медицинских услуг;
- решение кадрового вопроса по медицинскому персоналу;
- лицензирование учреждения на право заниматься образовательной деятельностью по дополнительному образованию;
- продолжение ремонтных работ спальных корпусов и выполнение мероприятий по доступной среде.
Без прошлого нет будущего, поэтому деятельность комитета в отчётном году была ориентирована не только на семьи с детьми, но и на другие категории населения, нуждающиеся в социальной поддержке – пожилых граждан, людей с ограниченными возможностями.
В целях повышения социальной защищенности представителей старшего поколения
- законодательно закреплена норма о ежегодной индексации ежемесячной денежной компенсации оплаты жилья и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда и сельским специалистам;
- увеличен в 2014 году размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, труженикам тыла и лицам, пострадавшим от политических репрессий;
Как отчетный, так и текущий годы ознаменованы юбилейными датами в связи с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В прошедшем году мы отметили 70-летие снятия блокады Ленинграда. В преддверии празднования этого юбилея комитетом совместно с органами социальной защиты населения была произведена единовременная выплата в размере 3000 руб. более 8 тыс. гражданам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Житель блокадного Ленинграда».
В 2014 году в Ленинградской области в преддверии 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов муниципальными органами социальной защиты населения во взаимодействии с администрациями городских и сельских поселений и общественными организациями проведено обследование условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, направленное на выявление нуждаемости их в различных видах помощи.
СЛАЙД
Охват обследованием составил 30206 (98%) человек.
Сведения о нуждаемости ветеранов в различных видах помощи представлены на слайде.
СЛАЙД
задачи
Основной задачей является оказание необходимой помощи с учетом результатов проведенного обследования. А также исполнение плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Ленинградской области
Во исполнение Указа Президента РФ от 21.12.2013 года №931 "О юбилейной медали "70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг" комитетом по социальной защите населения Ленинградской области ведется работа по организации вручения юбилейной медали 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Порядок вручения юбилейной медали установлен распоряжением Президента РФ от 04.06.2014 года №175-рп "Об утверждении Инструкции о вручении юбилейной медали "70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."
В соответствии с Планом мероприятий празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, утвержденном Губернатором Ленинградской области, запланированы различные культурно-массовые мероприятия.
Безусловно, для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья важен достойный уровень материального обеспечения, но не менее важны для них заботы и внимание, поэтому такая важная роль в системе социальной поддержки населения отводится социальному обслуживанию населения.
Ключевым направлением в деятельности комитета по организации социального обслуживания населения остается стационарное обслуживание.
СЛАЙД
В 2014 году в рамках подпрограммы «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» в учреждениях продолжались работы по проведению планово-предупредительных ремонтов, на проведение ремонтно-строительных работ в 2014 году из средств областного бюджета израсходовано – 50 591, 8 тыс. руб. (в том числе 32 719, 9 тыс. руб. в рамках вышеуказанной подпрограммы и 522, 3 тыс. руб. – субсидии Пенсионного фонда). За истекший период выполнены все запланированные мероприятия.
Одним из приоритетных направлений деятельности государственных стационарных учреждений социального обслуживания является организация медицинского обслуживания, что обусловлено, в первую очередь, состоянием здоровья проживающих в них граждан.
Необходимо отметить, что в 2014г. заболеваемость в стационарных учреждениях снизилась на 7 %, по сравнению с 2013 годом. В том числе, за счет активной работы медицинского персонала учреждений с участковыми врачами учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи проживающим в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС).
СЛАЙД
Особое внимание в домах-интернатах уделяется организации социальной реабилитации проживающих. В 2014 продолжил работу совет по содействию внедрению инновационных реабилитационных технологий в деятельности государственных стационарных учреждений социального обслуживания Ленинградской области. Основным направлением деятельности в прошедшем году было изучение опыта, анализ и внедрение новых направлений в социально-трудовой реабилитации.
Во всех психоневрологических интернатах составлен персонифицированный банк данных инвалидов для их дальнейшего трудоустройства. Проведены встречи с центрами занятости населениях муниципальных районов Ленинградской области. Наибольшую активность в этом проявил Волосовский, Гатчинский психоневрологический интернаты.
СЛАЙД
Не секрет, что значительная часть проживающих в наших психоневрологических интернатах – люди трудоспособного возраста. Многим из них в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов показана трудовая деятельность, поэтому комитет уделяет большое внимание их трудоустройству. Сегодня трудоустроен каждый четвертый инвалид трудоспособного возраста, проживающий в наших интернатах, по сравнению с 2013 годом этот показатель увеличился на 4,3%.
СЛАЙД
Важным направлением нашей деятельности является организация полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне.
На базе 21 полустационарного учреждения социального обслуживания, в отчётном году социальные услуги на дому, в стационарных отделениях, отделениях социальной реабилитации инвалидов, дневного пребывания, отделения срочного социального обслуживания были оказаны 89 тысячам гражданам пожилого возраста и инвалидам на отделениях социального обслуживания, охват составил 98,0% от общей численности нуждающихся.
Обеспечить в прошедшем году такой высокий уровень охвата позволил ряд мер, направленных на повышение качества и эффективности услуг социального обслуживания.
Во всех районах и городском округе продолжает функционировать 21 мобильная бригада по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в отдаленных населенных пунктах.
Ежегодное повышение численности граждан, получивших услуги мобильных бригад, позволяет говорить об эффективности данной технологии социального обслуживания. В отчетном году на 21,4 % по сравнению с 2013 годом увеличился охват граждан пожилого возраста и инвалидов, получившие неотложные социальные услуги на мобильной основе.
Услугами мобильных бригад охвачено 5746 человек
СЛАЙД
С 2014 года во всех муниципальных районах (городском округе) Ленинградской области функционируют «Школы здоровья», деятельность которых направлена на обучение родственников пожилых людей и инвалидов по уходу на дому за пожилыми людьми и инвалидами и оказанию первой помощи.
В 2014 году было продолжено внедрение услуг службы «Тревожная кнопка» в Гатчинском, Кировском, Всеволожском и Тихвинском муниципальных районах Ленинградской области. Услугами технологии в 2014 году воспользовались более 868 человек. В связи с высокой востребованностью данной услуги среди граждан пожилого возраста, на 2015 год запланировано расширение территории её предоставления на всю область.
В целях оказания помощи пожилым гражданам и инвалидам, в привычной среде проживания, в ускоренном восстановлении после болезней, травм, профилактики хронических заболеваний, уменьшении риска послеоперационных осложнений, необходимости психологической поддержки, а также обучение социальных работников и родственников пожилых граждан и инвалидов практическим навыкам по уходу за малоподвижными гражданами в 2014 году в Лужском, Кингисеппском, Приозерском муниципальных образованиях Ленинградской области внедрена технология социального обслуживания «Санаторий на дому». В 2014 году 17 человек получили услуги в рамках внедрения данной технологии.
Говоря об итогах года невозможно не упомянуть деятельность социально-просветительского проекта «Университет третьего возраста». За все время его реализации на его факультетах обучились уже более 18 тысяч граждан пожилого возраста, в том числе почти 2000 человек на курсах компьютерной грамотности.
В 2014 году в целях оказания поддержки социально-просветительного проекта «Университет третьего возраста» Ленинградской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» предоставлена субсидия в сумме 2320,2 тыс. рублей из областного бюджета на проведение в муниципальных районах (городском округе) Ленинградской области мероприятий, направленных на преодоление социальной изолированности и формирование активного образа жизни в рамках развития «Университета третьего возраста».
СЛАЙД
задачи
отработка вопросов организации социального обслуживания в рамках нового законодательства;
корректировка региональной нормативно-правовой базы в сфере предоставления социальных услуг с учетом опыта её реализации;
развитие рынка социальных услуг путем привлечения организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности в качестве поставщиков социальных услуг;
Создание и внедрение программного обеспечения по заполнению индивидуальных программ социального обслуживания, по ведению реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг;
развитие технологии социального обслуживания по оказанию экстренной помощи на дому пожилым людям и инвалидам «Тревожная кнопка» во всех муниципальных районах Ленинградской области;
Корректировка перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания.
В своем докладе мне хотелось бы также упомянуть такой важный аспект нашей деятельности как повышение качества предоставляемых населению области государственных услуг путем внедрения новых информационных технологий.
В 2014 году количество услуг в сфере социальной защиты населения, которые можно получить через многофункциональные центры Ленинградской области, увеличилось до 37. Благодаря совместной с Комитетом по телекоммуникациям и информатизации деятельности в рамках Государственной программы Ленинградской области "Информационное общество в Ленинградской области " комитетом в 2014 году переведено в электронный вид 36 государственных услуг. На базе муниципальных органов социальной защиты населения Ленинградской области в отчетном году было развернуто 23 пункта подтверждения в Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). По состоянию на 8.02.2015 г. было зарегистрировано в ЕСИА 18390 человек и оказано услуг в электронном виде – 660.
Несмотря на то, что в докладе вопросам информационного обеспечения деятельности отрасли уделено немного времени, значимость этого вопроса для решения наших задач сложно переоценить. Поэтому в планах текущего года – проведение организационных мероприятий по созданию социального регистра населения области, углубление и расширение межведомственного взаимодействия со всеми участниками системы социальной защиты населения области, в т.ч. федеральными структурами, дальнейшее внедрение современных информационных технологий, которые позволят упростить процесс обращения граждан за социальной поддержкой, получения ими социальных выплат и льгот.
Подводя итоги 2014 года, не могу не остановиться на той колоссальной работе, которая была проделана комитетом в рамках подготовки к реализации с 1 января 2015 года положений 442 федерального закона «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации».
442 федеральным законом были введены такие новые понятия, как «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании».
С точки зрения организации работы закон четко определил условия предоставления социальных услуг. Услуги социального обслуживания предоставляются нуждающимся гражданам в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг конкретным поставщиком (поставщиками) на основании заключенного договора. Гражданину предоставляется право выбора поставщика или нескольких поставщиков социальных услуг.
Предусмотрено широкое внедрение информационных систем в сфере социального обслуживания, к которым относятся реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг.
Новации 442 федерального закона нашли отражение в целом ряде законодательных и правовых актов, разработанных комитетом в целях нормативно-правового обеспечения реализации этого закона.
В 2014 году был принят Закон Ленинградской области от 30.10.2014 №72-оз «О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области», а также пакета правовых актов, включающих 9 Постановлений и 2 распоряжения Правительства Ленинградской области; 1 распоряжение губернатора Ленинградской области; 6 Приказов и 17 распоряжений комитета по социальной защите населения Ленинградской области.
Были также внесены изменения в Закон Ленинградской области № 130-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными органам государственной власти Ленинградской области, и отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения».
В декабре месяце на сайте Комитета был сформирован реестр поставщиков социальных услуг, в который включены государственные и муниципальные организации социального обслуживания, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, социально ориентированные некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, предоставляющие социальные услуги.
На сегодняшний день в реестре поставщиков зарегистрированы 69 организаций социального обслуживания, в т.ч. 18 - негосударственных организаций.
Сотрудниками Комитета проведена большая методическая и информационно-разъяснительная работа, в ходе которой положения нового законодательства доносились до населения и специалистов. В течение 2014 года практически во всех районах Ленинградской области были проведены круглые столы, встречи с трудовыми коллективами и населением районов, разработаны методические рекомендации.
На территории Ленинградской области для получателей социальных услуг функционируют следующие информационные ресурсы:
- официальный сайт комитета по социальной защите населения Ленинградской области,
- портал государственных и муниципальных услуг Ленинградской области,
- официальные сайты муниципальных образований,
- сайты организаций социального обслуживания населения,
- городские (районные) газеты,
- телеканалы,
- радио,
- информационные стенды в учреждениях органов местного самоуправления, организациях социального обслуживания.
Мы прекрасно понимаем, что мы в начале большого пути и нам вместе с Вами предстоит выстраивать новую систему социального обслуживания в духе нового законодательства, сохранив все хорошее, что было наработано предыдущими коллегами и продвинуться вперед, в том числе в повышении эффективности и качества предоставляемых государственных услуг в сфере социального обслуживания населения.
2014 год смело можно назвать годом новаций, годом, в котором был заложен новый подход к социальному обслуживанию, в соответствии, с чем в 2014 году впервые была проведена независимая оценка качества предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания.
Независимая оценка качества предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания проводится для повышения качества и доступности социальных услуг для населения, улучшения информированности потребителей о качестве работы социальных организаций, стимулирования организаций к принятию мер по повышению качества и удовлетворенности потребителей, воспитания ответственного потребителя, заинтересованного в настройке качества услуг.
Как вы знаете, еще в 2013 году распоряжением комитета №252 бы создан Общественный совет, в состав которого вошли представители общественных организаций, Законодательного собрания Ленинградской области, руководители органов социальной защиты населения и муниципальных и государственных учреждений социального обслуживания населения. В 2014 в соответствии с требованиями федерального законодательства состав общественного совета был обновлен. В нем остались только представители общественных организаций.
В ноябре месяце общественный совет рассмотрел результаты независимой оценки и утвердил рейтинги поставщиков социальных услуг.
СЛАЙД
Информация о результатах проведения независимой оценки качества оказания услуг и рейтинги организаций размещена на официальном Интернет - сайте комитета по социальной защите населения Ленинградской области..
Для организации информирования граждан и организаций результаты проведения независимой оценки качества оказания услуг и рейтинги деятельности организаций направлены в муниципальные районы (городской округ) Ленинградской области для размещения на официальных сайтах и местных СМИ.
Хочу отметить, что и в этом году данная работа будет продолжена.
Задачи
совершенствование показателей, независимой системы оценки качества социального обслуживания;
обеспечение информированности общественных организаций, профессиональных сообществ и граждан о порядке проведения социальных исследований в рамках оценки качества социальных услуг;
обеспечение технической возможности выражения мнений потребителями социальных услуг о деятельности организаций социального обслуживания и удовлетворенности результатами социального обслуживания на официальных сайтах организаций социального обслуживания;
И, наконец, подводя итоги отчетного года, мне хотелось остановиться на таком социально значимом аспекте деятельности комитета, как формирование доступной среды жизнедеятельности в Ленинградской области. Как вы знаете, Комитетом еще в 2013 году был подготовлен проект подпрограммы «Формирование доступной среды жизнедеятельности в Ленинградской области». Успешная защита этого проекта в Минтруде обеспечила выделение Ленинградской области финансирования из федерального бюджета в объеме 104950,8 тыс. руб. Общий объем финансирования подпрограммы «Формирование доступной среды жизнедеятельности в Ленинградской области» с учетом выделенных из федерального бюджета средств составил 250087,5 тыс. руб., (в т.ч. в 2014 году-154963,0 тыс. руб.)
В реализации подпрограммы участвуют 7 комитетов администрации Ленинградской области:
СЛАЙД
В 2014 году в рамках реализации мероприятий программы:
- Проведено обследование на предмет доступности для инвалидов 192 объекта социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности во всех муниципальных районах (городском округе) Ленинградской области;
- адаптировано для доступа маломобильных групп населения 93 объекта социальной инфраструктуры,
СЛАЙД
- Приобретены 7 низкопольных автобусов оборудованных специальными устройствами для посадки и высадки инвалидов
СЛАЙД
- Произведена установка и модернизация 13 светофоров
- СЛАЙД
- Организована работа по субтитрированию информационных и развлекательных передач, создаваемых и транслируемых телекомпаниями Ленинградской области.
- Организовано распространение социальной рекламы, направленной на формирование толерантного отношения жителей Ленинградской области к инвалидам
- Организовано создание версии сайтов органов государственной власти Ленинградской области для слабовидящих – в рамках данного мероприятия созданы версии для слабовидящих 20 сайтов органов исполнительной власти Ленинградской области.
В 2014 году создана интерактивная карта Ленинградской области «Область без преград», на которой показаны объекты социальной инфраструктуры, оборудованные для посещения инвалидов.
Не могу не сказать отдельные слова благодарности всем коллегам из других комитетов, принимающих участие в этой не простой работе.
СЛАЙД
В 2015 году реализация программы будет продолжена, на реализацию программных мероприятий будет выделено 95124,5 тыс. руб.
В целях повышения социальной поддержки наших ветеранов комитетом в 2015 году намечены:
- открытие в Ленинградской области областного геронтологического центра для одиноких пожилых людей, нуждающихся в длительной социально-медицинской реабилитации;
- открытие отделения милосердия на базе ЛОГКУ «Тихвинский ДИ» в п. Шугозеро Тихвинского района Ленинградской области на 30 койко-мест
- бесплатное предоставление услуг социального обслуживания на дому и в полустационарных учреждениях участникам и инвалидам Великой Отечественной Войны, признанными нуждающимися в социальном обслуживании;
- развитие технологии социального обслуживания по оказанию экстренной помощи на дому пожилым людям и инвалидам «Тревожная кнопка» во всех муниципальных районах Ленинградской области;
- Проведение конференции, посвященной проблемам старшего поколения;
- Разработка стратегии действий Ленинградской области в интересах граждан пожилого возраста.
Перспективой деятельности в вопросах формирования доступной среды для инвалидов в Ленинградской области в 2016- 2020 годах должно стать дальнейшее участие в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2016-2020 годы», подготовка специалистов в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности, привлечение представителей общественных организаций инвалидов к оценке проводимых мероприятий в сфере доступности.
В конце доклада мне также хотелось бы остановиться на главной задачи 2015 года – теме оптимизации отрасли. Сформированная в прошлом десятилетии система социальной защиты населения в полной мере обеспечивала решение задач, стоящих перед ней на том этапе. Однако, сегодняшние реалии требуют адекватного ответа. Нам необходимо более оперативно и гибко решать поставленные перед нами управленческие и финансовые задачи в условиях ограниченных ресурсов. Нам необходимо обеспечить такой уровень качества предоставления государственных услуг населению в сфере социальной защиты населения, чтобы он обеспечил решение задач, поставленных перед нами в Указах Президента, нормативных актах Правительства Российской Федерации. Нам, наконец, надо, чтобы качество предоставляемых нами услуг отвечало требованиям самого населения. Поэтому мы начали работу, итогом которой, мы надеемся, станет новый этап в развитии системы нашей социальной защиты.
В завершение хочу от имени комитета, всех участников коллегии хочу выразить слова благодарности Правительству, Законодательному собранию области, лично Губернатору Александру Юрьевичу Дрозденко за постоянную помощь и поддержку в решении возложенных на комитет задач.
Благодаря успешному партнерству с федеральными службами – отделением Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, региональным отделением фонда социального страхования, комитетами Администрации области (экономического развития и инвестиционной деятельности, финансов, общего и профессионального образования, здравоохранения, культуры, правопорядка и безопасности, по труду и занятости, молодежной политике, госзаказа), уполномоченными по правам ребенка и человека, администрациями муниципальных образований, общественными организациями нам и удалось решить поставленные задачи на 2014 год.
От имени комитета разрешите высказать слова благодарности всем нашим смежникам, руководителям администраций муниципальных образований, органов социальной защиты населения, государственных и муниципальных учреждений за совместную работу в прошлом году.
Выражаю уверенность, что и в 2015 году вместе мы вновь сделаем все для того, чтобы достойно выполнить все возложенные на нас задачи.
Спасибо за внимание!