Выступление Л.Н. Нещадим на 2 Форуме социальных работников ЛО 17 августа 2016 г.
Тема: Через инновации к эффективной государственной социальной политике
«Мы обязательно будем двигаться по исполнению всех намеченных планов, добиваясь поставленных целей. Конечно, нужно учитывать все факторы, экономическую конъюнктуру. Словом, быть реалистами, прагматиками, не строить замки на песке. Если этого требуют объективные обстоятельства, нужно искать соответствующие решения, исходя из складывающейся обстановки и уточнять приоритеты». (В.В. Путин)
Уважаемые участники и гости форума!
Рада приветствовать вас на II Форуме социальных работников Ленинградской области.
Проведение Форума становится доброй традицией, которую мы с вами заложили в 2015 году.
В этом году форум стал более представительным и пройдет под лозунгом - «Область равных возможностей».
Обеспечение равных возможностей означает процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие как экономическая и социальная обеспеченность, высокий уровень обслуживания граждан, трудовая деятельность и информация, оказываются доступными всем и особенно инвалидам.
Принцип равенства прав предполагает, что потребности всех людей без исключения имеют одинаково важное значение, что эти потребности должны служить основой планирования в обществе и что все средства следует использовать таким образом, чтобы каждый человек имел равные возможности для участия в жизни общества.
В ходе работы в сфере социальной защиты населения предлагаю обсудить актуальные вопросы формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, современные подходы к организации системы социального обслуживания населения, актуальные вопросы развития системы социальной поддержки.
В Ленинградской области проживают:
- 1 778 857 жителей, в том числе 1 142 395 чел. составляет городское население.
Растет и численность детского населения:
- Более 283,0 тыс. детского населения, что составляет более 14% от общей численности населения.
Для сравнения:
В 2013 году - 270,8 тыс. чел.,
В 2014 году – 278,2 тыс. чел.,
В 2016 году – 283,0 тыс. чел.
- более 480 тысяч - граждане пожилого возраста, в том числе более 82 тысяч одиноко проживающих.
Численность граждан пожилого возраста в области ежегодно растет (в среднем на 11,5 тысяч человек).
(Для сравнения:
в 2013 году – 448,5 тыс. человек (25,6%);
в 2014 году – 459,6 тыс. человек (26,1%);
в 2015 году – 471,6 тыс. человек (26,6% от общей численности населения области).
При этом сохраняется высокая доля инвалидизации населения. По состоянию на 1 августа 2016 года в области насчитывается 146,6 тыс. инвалидов (что составляет 8,2% населения области).
И не случайно всегда в центре внимания Правительства региона стоит человек, его потребности, проблемы, нуждаемость в помощи.
«… каждый гражданин нашей страны с момента его рождения и до глубокой старости имеет право на социальную защиту. Это простые вещи, но мы не должны об этом забывать….» - Д.А. Медведев
Сегодня Ленинградская область входит в число лидеров по предоставлению социальной поддержки.
Различными видами поддержки охвачена треть населения Ленинградской области, более 536 тыс. наших жителей.
Доля населения, охваченная социальной поддержкой, в общей структуре населения представлена на слайде
Диаграмма (Динамика доли охвата трудоспособного, нетрудоспособного населения и детей МСП.)
В областном бюджете на 2016 год предусмотрено 11,8 млрд. рублей, что составляет около 10% от всего бюджета Ленинградской области, в том числе на меры социальной поддержки - 7,1 млрд. рублей, из них:
- средства областного бюджета – 3,9 млрд. руб.;
- средства федерального бюджета – 3,2 млрд. руб.
Средства, направляемые на меры социальной поддержки в разрезе отдельных категорий граждан в 2016 году представлены на слайде.
Существующая система социальной поддержки населения формировалась десятилетиями и была направлена на решение задач того периода, связанных с «монетизацией» льгот, с поддержкой населения пожилого возраста, чьи доходы были не велики.
В последующие годы значительно расширялся круг лиц, охваченных мерами поддержки, в том числе семей с детьми.
Сегодня экономические, демографические и социальные реалии диктуют необходимость внедрения новых подходов по оказанию социальной поддержки населению, и наша задача состоит в том, чтобы обеспечить равные возможности получения качественных государственных услуг, которые соответствуют уровню решаемой проблемы.
Меры поддержки должны носить точечный характер, быть направлены на действительно нуждающихся граждан, в том числе малообеспеченных семей с детьми и давать равные возможности детям для их роста и развития.
В то же время система социальной поддержки не должна стимулировать социальное иждивенчество. По данным социологического исследования более 17% опрошенных не хотят работать.
Поэтому говоря о совершенствовании социальной поддержки сегодня, мы видим среди основных приоритетов - внедрение механизмов, позволяющих оценить нуждаемость человека в социальной поддержке, борьбу с бедностью, улучшение демографической ситуации и повышении значимости института семьи в Ленинградской области.
При этом мы стремимся сохранить уже достигнутый уровень социальной защищенности.
Принимаемые в последние годы решения формировались уже с учетом вышеперечисленных подходов.
Вводимые новые меры социальной поддержки действительно были направлены на поддержку самых незащищенных категорий населения.
Так, установленные ежемесячные региональные выплаты инвалидам боевых действий, вдовам, родителям инвалидов боевых действий нацелены на поддержку лиц с невысоким семейным доходом (не превышающим двух величин прожиточного минимума).
Установленные ежемесячные денежные выплаты для инвалидов с детства по зрению направлены на поддержку наименее защищенной категории инвалидов (с доходами ниже 3 величин прожиточного минимума), которые в силу заболевания испытывают трудности с трудоустройством и самообслуживанием.
За последние три года выработан комплексный подход к поддержке многодетных семей с детьми, что положительно отразилось на демографической ситуации – увеличилась доля рожденных третьих и последующих детей
Даже с учетом складывающейся тенденции, когда резко снижается число рождений первых детей, особенно актуальной становится мотивация семей на рождение вторых, третьих и последующих детей.
Этому способствовало:
- введение материнского капитала при рождении (усыновлении) каждого третьего и последующего ребенка;
- установление ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующего ребенка.
Среди новых мер – бесплатное обеспечение транспортным средством (пассажирским микроавтобусом) многодетных семей, воспитывающих 7 и более детей.
В результате увеличения рождения этой категории детей, значительно возросла численность многодетных семей в Ленинградской области (на 1 августа 2016 года 10315 многодетных семей).
На 01.01.14 – 7250, на 01.01.15 – 8450, на 01.01.16 - 9565
Исходя из задач, которые стоят перед отраслью мы предлагаем сегодня обсудить внедрение нескольких критериев нуждаемости, для каждой из целевых групп населения – малообеспеченные, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, стимулируемые к дальнейшему повышению показателей рождаемости.
В то же время предлагаем определить меры социальной поддержки, предоставляемые по состоянию здоровья - без критерия нуждаемости.
По нашему мнению, наиболее универсальным критерием нуждаемости для определения права на социальную поддержку является средний доход по Ленинградской области (далее - СД), являющийся статистическим показателем, характеризующим денежные доходы на одного жителя Ленинградской области в месяц.
В 2016 году он составляет – 25717 руб.
Значительную роль в повышении объективности оценки нуждаемости семьи призван обеспечить новый подсчет совокупного дохода семьи, исходя из доходов семьи за весь предыдущий период (12 месяцев).
Актуальным является также вопрос учета в доходах семей, обращающихся за социальной поддержкой, движимого и недвижимого имущества.
В условиях борьбы с бедностью особое значение приобретает предоставление государственной социальной помощи, совершенствование ее форм и методов работы с нуждающимся населением.
Только в прошлом году государственная социальная помощь была оказана 20,4 тыс. граждан, 90% которых составляют семьи с детьми, имеющие большую иждивенческую нагрузку.
Социальный контракт должен стать активной моделью государственной социальной помощи, направленной на активацию трудового потенциала граждан, поиска наиболее эффективных форм улучшения материального положения и благосостояния семьи, способом повышения уровня и качеств жизни в целом.
Задачей органов государственной власти является создание условий для обеспечения равной доступности социальной поддержки на всей территории Ленинградской области.
Новой формой работы с населением должна стать адресная информированность граждан о возникновении права на меры социальной поддержки, при наступлении определённых случаев - (рождения ребенка, присвоения звания, получения инвалидности и т.д.).
Полагаем, что инструментом для достижения поставленных целей должен стать Социальный кодекс Ленинградской области, проект которого разработан и с учетом предложений Губернатора Ленинградской области дорабатывается.
Принятие Социального кодекса позволит:
- расчистить региональное законодательство от устаревших норм и подходов, внедрить новации,
- индивидуализировать предоставление социальной поддержки с учетом адресности и нуждаемости в такой поддержке гражданам,
- унифицировать подходы к предоставлению социальной поддержки по основным группам с применением критерия нуждаемости,
- эффективно расходовать бюджетные средства.
«Семья – это не только родители с детьми, это и бабушки, и дедушки – представители старшего поколения, которые тоже нуждаются в заботе государства. Мы обязаны сделать для пожилых людей всё, что от нас зависит, чтобы они были как можно дольше более активны, не чувствовали себя просто выброшенными из жизни, а когда им потребуется помощь, могли рассчитывать на уход и внимание» -
Д.А. Медведев
Сегодня труд социального работника это не только служение людям с открытым сердцем и душевным теплом.
Принятый профессиональный стандарт социального работника предполагает владение знаниями в области первой доврачебной помощи, психологии, геронтологии, социологии, использование современных информационных ресурсов.
Именно этот новый подход к содержанию работы социального работника во многом определил тематику нашего Форума.
Одной из важных задач является формирование инновационных подходов к системе социальной защиты населения, переход от единичного применения новых технологий к формированию систем, обеспечивающих эффективную, комплексную и личностно - ориентированную поддержку человека.
Именно поэтому одним из основных направлений деятельности государственной социальной политики в Ленинградской области является – социальное обслуживание населения.
В 2016 году Комитетом проведено социологическое исследование «Социально-экономического положения семей», в том числе уровня востребованности форм социального обслуживания населения. По результатам мониторинга установлено:
- наиболее востребованной является стационарная форма социального обслуживания 22,8% от опрошенных и социальное обслуживание на дому 19,2 %.
- доля одиноко проживающих пенсионеров составляет 9% (порядка 120 тыс. человек);
- доля респондентов, имеющих потребность в различных социальных услугах, оказываемых в рамках социального обслуживания, составляет - 12% (порядка 204 тыс. человек).
При этом в соответствии с приказом Минтруда № 934 уровень обеспеченности граждан (лиц в возрасте старше 18 лет) местами в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания составляет 23,9 места на 10 000 жителей (79,6 %) соответствующего возраста.
- Уровень обеспеченности объектами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов составляет 67,0%
- Уровень обеспеченности объектами социального обслуживания несовершеннолетних граждан составляет 83,3%.
- Уровень обеспеченности объектами социального обслуживания детей-инвалидов составляет 42,5%.
Таким образом, имеющаяся система не в полном объеме обеспечивает потребность населения, в социальных услугах.
В связи с чем, комитетом по социальной защите населения по поручению Губернатора Ленинградской области подготовлен проект концепции развития социального обслуживания населения в Ленинградской области.
Основой подхода к развитию системы социального обслуживания является учет особенностей каждого муниципального района (городского округа):
- структура населения,
- географического положения,
- экономического потенциала;
- демографической ситуации;
- развитость инфраструктуры.
Сегодня перед нами стоит задача создания системы социального обслуживания, позволяющей обеспечить доступные качественные социальные услуги и эффективную систему управления.
При этом принципиально меняется экономический подход к предоставлению социальных услуг. Социальное обслуживание уже сегодня предоставляется как государственными и муниципальными учреждениями, так и организации иных форм собственности.
Поставщиками социальных услуг в 2015 году были предоставлены социальные услуги 52270 жителям региона.
Концепцией социального обслуживания населения предполагается создание многоступенчатой взаимосвязанной системы социального обслуживания объединяющей формы социального обслуживания и технологии как апробированные так и инновационные. Но самое главное мы должны ежегодно иметь абсолютно четкое понимание по структуре населения в разрезе каждого муниципального района и городского округа Комитетом подготовлены и направлены предложения в Комитет экономического развития Ленинградской области о необходимости внесения изменений в распоряжение Губернатора Ленинградской области от 09.06.14 № 453-рг «О формировании и утверждении формы паспорта муниципального образования Ленинградской области».
И первая ступень это социальное обслуживание на дому. Основная задача данного этапа. Создание условий для максимального длительного проживания человека в домашних условиях. Для этого необходимо:
- наряду с предоставлением социального обслуживания обеспечить медицинское наблюдение и предоставление социально-медицинских услуг на основе межведомственного взаимодействия. Это потребует пересмотреть формат работы мобильных бригад.
- дальнейшее развитие стационарозамещающих технологий (приемная семья, заботливый сосед, служба сиделок, здоровое долголетие и т.д.);
- развитие системы социального сопровождения;
- создание системы специальных жилых домов для одиноких престарелых граждан.
Вторая ступень это полустационарное социальное обслуживание. На сегодняшний день данную форму социального обслуживания в основном предоставляют муниципальные центры социального обслуживания. Для улучшения качества обслуживания, а также повышения конкурентоспособности муниципальным учреждениям предлагается рассмотреть вопрос о правовой форме учреждения. Либо перейти в государственное учреждение и работать в рамках государственного задания, либо в некоммерческую организацию и работать на условиях получения компенсации за оказанные услуги.
Принципиальным сегодня является:
- модернизация материально-технической базы центров социального обслуживания;
- разработка типового проекта центра социального обслуживания населения, при этом муниципальным районам необходимо предусмотреть в схемах территориального планирования участки для проектирования и строительства новых межрайонных центров социального обслуживания.
- создание системы геронтологической помощи, с использованием механизма межведомственного взаимодействия с организациями здравоохранения. Хочу отметить, что Ленинградская область в числе 5 регионов Российской Федерации включена в состав пилотного проекта по развитию гериатрической службы регионов Российской Федерации;
- создание комплексной системы реабилитации инвалидов.
Третья ступень это - стационарные социальные услуги с постоянным проживанием. По состоянию на 01.08.2016 года услуги получают 3960 проживающих. А потребность На сегодняшний день в Ленинградской области услуги стационарного социального обслуживания предоставляют 27 организаций. Из них 41% являются организациями иных форм собственности, благодаря которым, в 2016 году удалось ликвидировать очередь в дома интернаты общего типа. В то же время не все поставщики социальных услуг предоставляют социальные услуги надлежащего качества с соблюдением требований безопасности. В настоящее время Комитетом разработано Положение о формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг Ленинградской области, предполагающие исключение из реестра поставщиков социальных услуг в случае предоставления услуг ненадлежащего качества.
Для повышения доступности и качества социального обслуживания, конкурентоспособности государственных стационарных учреждений на рынке социальных услуг задачами на ближайшее время являются:
- укрепление материально-технической базы существующих государственных учреждений, в том числе закупка современного реабилитационного оборудования;
- перепрофилирование отделений стационарных учреждений в геронтологические и геронтопсихиатрические отделения;
- открытие дополнительных отделений геронтопсихиатрического профиля в учреждениях стационарного обслуживания;
- повышение квалификации медицинского персонала по специальности гериатрия и социальных работников по направлению социальная геронтология;
- оснащение учреждений современными средствами ухода и реабилитации;
- создание дифференцированной личностно-ориентированной системы социальной реабилитации, основанной на реализации коррекционно-развивающих программ дополнительного образования для взрослых инвалидов и престарелых граждан.
Реализация концепции позволит повысить качество и эффективность системы социального обслуживания Ленинградской области.
Развитие новых подходов к оказанию мер социальной поддержки и социального обслуживания требует разработки, доработки и внедрения новых информационных ресурсов.
Такими ресурсами являются:
- автоматизированная информационная система “Социальные услуги Ленинградской области»
- единая база данных автоматизированной информационной системы «Социальная защита Ленинградской области».
- автоматизированной информационной системы по организации информационного взаимодействия работы с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА)
- к созданию единого социального регистра населения Ленинградской области
Это станет толчком для:
- развития организации электронного информационного взаимодействия в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) между учреждениями и ведомствами
- интеграции информационных систем с Порталом государственных и муниципальных услуг
- развития различных информационных систем, таких как автоматизированная информационная система оплаты проезда отдельных категорий граждан, региональный сегмент ГИС «ЖКХ» и т.д.
- увеличению количества государственных услуг, переведенных в электронный вид и через МФЦ;
- совершенствования официальных сайтов всех органов и учреждений социальной сферы и создание новых информационных ресурсов в сети Интернет.
- развитию защищенных каналов связи для передачи персональных данных и центра обработки данных.
Что позволит в итоге сформировать единое информационное пространство для оказания мер социальной поддержки и социального обслуживания на территории Ленинградской области и обеспечит более высокий уровень информационного взаимодействия между органами власти, учреждениями и ведомствами.
Обеспечение доступности среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических задач и международных обязательств Российской Федерации, необходимость решения которой вытекает из требований российского законодательства.
Формирование доступной среды для инвалидов в Ленинградской области началось в 2011 году.
За период с 2011 по 2015 год на реализацию мероприятий было выделено 296,4 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 105,9 млн. рублей, 142,3 млн. рублей областного бюджета, 48,2 млн. рублей из местного бюджета.
За указанный период приспособлены 230 объектов социальной инфраструктуры (адаптация входной группы, санитарных помещений).
В ходе реализации программы были выявлены следующие проблеммы:
- часть объектов, по которым были проведены мероприятия по формированию доступной среды, уже не соответствуют действующим требованиям доступности. Связано это с изменением требований к формированию доступной среды для инвалидов по сравнению с 2011-2014 годами,
- в муниципальных образованиях нет полной, комплексной картины обеспечения доступности социальной и транспортной инфраструктуры для инвалидов, а так же по приспособлению для инвалидов общего имущества в многоквартирных домах.
- нет в целом по области сведений об объеме средств, необходимых для формирования доступной среды для инвалидов, вне рамок подпрограммы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области».
В рамках формирования доступной среды для инвалидов в 2015 году проведена большая работа по приведению норм действующего областного законодательства в соответствие с Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». В ходе указанной работы были внесены изменения в 12 нормативно-правовых актов.
Сформирован План мероприятий (дорожная карта), который должен обеспечить повышение значений показателей 100% доступности для инвалидов объектов и услуг в Ленинградской области до 2030 года.
В 2016 году продолжаются работы по формированию доступной среды для инвалидов. На 2016 год выделено 89176,1 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 19598,9 млн. рублей, из средств областного бюджета 63924,10 млн. рублей, из средств местного бюджета 5653,1 млн. рублей. В то же время указанные объемы средств не являются достаточными для выполнения мероприятий предусмотренных дорожной картой. Для выполнения дорожной карты необходимо, чтобы руководители всех уровней и всех отраслей при формировании бюджета предусматривали средства на проектирование и производство ремонтных работ с учетом всех требований по формированию доступной среды.
Уважаемый Александр Юрьевич предлагаем так же для руководителей органов исполнительной власти Ленинградской области установить одним из показателей эффективности работы выполнение мероприятий по формированию доступной среды в рамках реализации дорожной карты на территории Ленинградской области.
Планируется ежегодное проведение независимой оценки формирование доступной среды общественными организациями.
По итогам Форума предлагаем определить следующие основные задачи:
- принять социальный кодекс;
- утвердить концепцию социального обслуживания Ленинградской области;
- обеспечить выполнение реализации мероприятий («дорожной картой») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)» и Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, от 01 июня 2012 года № 761 и от 28 декабря 2012 г. №1688. (повышения заработной платы, ликвидация очереди в стационарные учреждения, привлечение негосударственных организаций для оказания социальных услуг).
Наименование контрольного показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, в том числе: |
Проц. |
96,5 |
97,1 |
97,6 |
98,7 |
100,0 |
100,0 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа |
Проц. |
96,2 |
96,6 |
96,9 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов психоневрологического профиля |
Проц. |
92,2 |
93,5 |
93,8 |
95,1 |
99,8 |
100,0 |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для детей |
Проц. |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в полустационарных учреждениях социального обслуживания |
Проц. |
96,0 |
97,0 |
98,0 |
99,0 |
100,0 |
100,0 |
в учреждениях социального обслуживания, оказывающих услуги на дому |
Проц. |
98,0 |
98,2 |
99,2 |
99,6 |
100,0 |
100,0 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и немуниципальных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности |
Проц. |
1,0 |
1,5 |
3,0 |
3,7 |
4,4 |
5,0 |
Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), подлежащих капитальному ремонту, от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей) |
Проц. |
15,3 |
14,7 |
12,2 |
9,7 |
8,9 |
8,1 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности |
Проц. |
8,6 |
8,7 |
11,3 |
12,5 |
13,7 |
13,7 |
- выполнение Плана мероприятий (дорожной карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в сферах установленной деятельности в Ленинградской области на 2016-2030 годы.
- продолжить совершенствование и внедрение информационных систем, в том числе использование в рабочем режиме информационной системы «АИС Социальные услуги» с 01.01.2017 года.
Надеюсь, что участие в форуме даст старт новым идеям и проектам, новым инициативам и инновациям в нашей сфере. Желаю всем успехов и плодотворной работы на полях нашего Форума.
Уважаемые коллеги! Мы с Вами не привыкли почивать на лаврах наших предшественников, время ставит новые задачи и требует их оперативного и выверенного решения. У нас сегодня есть все для дальнейшего развития нашей отрасли и региона в целом. И конечно область должна меняться, создавая равные условия и возможности для самореализации и качественной жизни для каждого жителя!
Уважаемые коллеги у нас с Вами есть уникальная возможность, и я бы сказала особая жизненная миссия внести свой значимый вклад в развитие и процветание области. И как говорит наш Губернатор «Давайте менять область не изменяя ей!!!»